Форум » Взлётно Посадочная Полоса » Пилотаж » Ответить

Пилотаж

=A=Alon: Пилотажем называется маневрирование самолета с целью выполнения определенных фигур в воздушном пространстве. Овладение фигурами простого, сложного и высшего пилотажа (прямого и обратного) для летчика имеет большое значение, так как пилотаж вырабатывает у него способность быстро и правильно определять положение самолета в пространстве, воспитывает смелость, уверенность в своих действиях. Пилотажные свойства самолета оцениваются способностью его в кратчайшее время изменить положение в пространстве, величину и направление скорости полета. Изменение величины и направления скорости полета достигается увеличением или уменьшением тяги двигателя, силы лобового сопротивления самолета, а также изменением угла атаки. При выполнении пилотажа происходит искривление траектории полета в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По степени сложности пилотаж подразделяется на простой, сложный и высший (прямой и обратный). К фигурам простого пилотажа относятся: вираж, горизонтальная восьмерка, спираль, пикирование, горка с углами до 45°, боевой разворот. К фигурам сложного пилотажа относятся: переворот, петля, полупетля, пикирование и горка с углами до 60°, горизонтальная управляемая и штопорная бочка, переворот на горке, управляемые и штопорные вращения на углах до 60° вверх и вниз. К фигурам высшего прямого и обратного пилотажа относятся все остальные фигуры или их комбинации. При выполнении фигур пилотажа особо важное значение имеет осмотрительность, обеспечивающая высокое качество выполнения фигур. Маневренные качества самолетов определяются величиной силы тяги двигателя, аэродинамическим качеством, эффективностью рулей и величиной допустимых перегрузок, которые вместе взятые зависят от скорости и высоты полета. Следовательно, маневренные качества самолета изменяются при изменении высоты и скорости полета. Горизонтальный полёт Полет самолета от взлета до посадки представляет собой сочетание различных видов движения. Наиболее продолжительным видом движения является прямолинейный полет. Установившимся горизонтальным полетом называется прямолинейный полет с постоянной скоростью без набора высоты и снижения. К установившемуся прямолинейному полету относятся горизонтальный полет, подъем и снижение самолета (планирование). Взлёт. Каждый полет начинается со взлета. Взлет самолета может быть с разбегом или вертикальным. Большинство современных самолетов способно совершать взлет лишь с разбегом. В случае вертикального взлета самолет должен иметь силовую установку, которая создавала бы тягу (вертикальную силу), превышающую вес самолета. Подъём. Подъем является одним из видов установившегося движения самолета, при котором самолет набирает высоту по траектории, составляющей с линией горизонта некоторый угол. Установившийся подъем - это прямолинейный полет самолета с набором высоты с постоянной скоростью Планирование. Прямолинейное и равномерное движение самолета по наклонной вниз траектории называется планированием или установившимся снижением. Посадка Посадка является завершающим этапом полёта и представляет собой замедленное движение самолета с высоты 25 м до полной остановки после пробега по земле. Посадка самолета, как правило, состоит из следующих этапов - планирования (снижения), выравнивания, выдерживания, приземления (парашютирования), пробега. Вираж Вираж самолета - это криволинейный полет самолета в горизонтальной плоскости с разворотом на 360°. Часть виража, имеющая цель изменение направления движения на угол, меньший 360°, называется разворотом. Вираж с постоянной скоростью и углом крена называется установившимся. Установившийся вираж без скольжения называется правильным. Вираж может быть неустановившимся, при котором будет меняться скорость и радиус, вираж со скольжением, вираж с набором или потерей высоты. Если самолет имеет скольжение во внутреннюю сторону виража или во внешнюю, то направление скорости не совпадает с плоскостью симметрии и составляет с ней некоторый угол. В первом случае скольжение называется внутренним, во втором - внешним. Вираж, для выполнения которого на заданной высоте и максимальном крене использована вся мощность силовой установки и эксплуатационная перегрузка, называется предельным виражом. Обратный вираж Правильным обратным виражом (или виражом на спине) называется разворот самолета на 360° в горизонтальной плоскости с постоянной скоростью без скольжения, без потери и набора высоты, с отрицательной перегрузкой. При выполнении обратного виража на самолет действуют такие же силы, что и на нормальном вираже. Горизонтальная восьмёрка Выполнение восьмёрки не отличается от выполнения виража. Перекладывание самолёта из виража одного направления в вираж другого направления выполняется непрерывным координированным движением рулей. Спираль Спиралью называется полет самолета по винтовой линии (траектории) с заданным креном и скоростью. Спираль представляет собой длительный вираж на планировании или подъеме. Если спираль применяется для набора высоты, она называется восходящей, если для потери высоты - нисходящей. Если крен небольшой величины и радиус спирали довольно большой, спираль называется пологой. Если крен спирали больше 45°, а радиус малой величины, спираль называется крутой. Если скорость, угол крена и угол наклона траектории с течением времени не изменяются, спираль называется установившейся. Установившаяся спираль называется правильной, если она выполняется без скольжения. Пикирование Пикированием называется крутое снижение самолета по прямолинейной траектории с углами наклона 30° и более. Оно применяется для быстрой потери высоты и разгона скорости. При выполнении сложного и высшего пилотажа пикирование является составным элементом большинства фигур. Пикирование подразделяется на пологое, крутое, отвесное, и отрицательное. Пикирование состоит из трех элементов: ввода, прямолинейного участка и вывода. Ввод и вывод являются криволинейными маневрами. Горка Горка-это кратковременный подъем с целью быстрого набора высоты. Горка состоит из трех элементов: ввод, прямолинейный участок, вывод. Боевой разворот Боевым разворотом называется быстрый разворот на 180° с набором высоты. Боевой разворот является одним из видов маневрирования самолета. Применяется при необходимости быстро изменить направление полета на 180° и одновременно набрать высоту. Набор высоты при выполнении боевого разворота производится в основном за счет запаса кинетической энергии движения (запаса скорости). Главное преимущество боевого разворота перед обычным разворотом состоит в том, что самолет, разворачиваясь, в то же время набирает высоту. Другое преимущество боевого разворота состоит в том, что он позволяет быстрее, чем обычный разворот, изменить направление полета на обратное. Бочка Управляемая бочка - фигура пилотажа, при выполнении которой самолет поворачивается относительно продольной оси на 360° с сохранением общего направления полета. Управляемые бочки различают по скорости вращения на быстрые и замедленные. Бочки, выполняемые на больших скоростях и околокритических углах атаки, называют штопорными бочками. Бочки по положению оси вращения относительно горизонта подразделяют на горизонтальные, восходящие, нисходящие; по количеству вращении - одинарные, полуторные, двойные, тройные, многократные. При вращении управляемой бочки возможна фиксация в любом положении (через 45°, 90°, 180°, 120°). Петля Нестерова Петля Нестерова - фигура сложного пилотажа, при которой самолет выполняет полет по криволинейной траектории в вертикальной плоскости с сохранением направления полета после вывода. Петля - это не установившееся движение самолета по криволинейной траектории в вертикальной плоскости под действием постоянно существующей центростремительной силы. Первая половина петли осуществляется за счет запаса скорости и тяги силовой установки. Вторая - за счет веса самолета и тяги силовой установки. Петля применяется не только как фигура пилотажа, а также имеет широкое применение для обучения управлению самолетом в условиях интенсивного изменения угла тангажа, перегрузки, скорости и высоты полета. Кроме того, элементы петли составляют основу других эволюции в полете, а также фигур пилотажа: переворот, вертикальные восьмерки и др. Петля считается правильной, если все точки ее траектории лежат в одной вертикальной плоскости, а нормальная перегрузка на протяжении всего маневра остается положительной, но не превышает предельную по срыву в штопор или штопорное вращение. Полупетля Полупетля - фигура сложного пилотажа, представляющая собой сочетание первой половины петли Нестерова с полубочкой (с поворотом самолета в верхней точке фигуры на 180° вокруг своей продольной оси). Для выполнения полубочки, скорость в верхней точке полупетли должна быть несколько больше, чем при выполнении полной петли. Поэтому полупетля начинается обычно на скорости в 2,3-2,5 раза больше минимальной. Перегрузка в начале траектории полупетли может достигать 4,5. Полупетля применяется для быстрого набора высоты с одновременным изменением направления полета на 180°. Обратная петля Обратной петлей называется движение самолета по криволинейной траектории, имеющей форму замкнутой петли, в вертикальной плоскости с отрицательными углами атаки и отрицательной перегрузкой. Форма обратной петли, как и нормальной, из-за уменьшения скорости и радиуса кривизны траектории в верхней ее части получается несколько вытянутой вверх. В верхней точке петли скорость полета и радиус наименьшие. Переворот Переворот - фигура сложного пилотажа, при которой самолет поворачивается вокруг продольной оси на 180° (на спину, т. е. в перевернутое положение относительно горизонта) с последующим переходом в пикирование, из которого выводится в горизонтальный полет в направлении, обратном исходному. Переворот применяется для быстрой потери высоты с одновременным изменением направления полета на 180° и значительным увеличением скорости. Он относится к фигурам сложного пилотажа. Переворот на горке Переворот на горке - фигура сложного пилотажа, заключающаяся в повороте самолета на 180° вокруг продольной оси в верхней точке горки на эволютивной скорости с последующим переводом самолета в пикирование в направлении, обратном направлению ввода в фигуру. Поворотна горке Поворотна горке - фигура сложного пилотажа, заключающаяся в повороте самолета вокруг вертикальной оси в верхней точке горки на эволютивной скорости без крена с последующим пикированием в направлении, обратном направлению ввода в фигуру Штопор Штопором самолета называется неуправляемое движение самолета по спиральной траектории малого радиуса на закритических углах атаки. В штопор может войти любой самолет, как по желанию летчика, так и самопроизвольно при ошибках летчика в технике пилотирования. Так как штопор представляет собой неуправляемое движение, то выход и управляемый полет требует твердых навыков, хороших знаний и понимания его физической сущности. Существуют два вида штопора: нормальный (прямой) и обратный (перевернутый) и плоский.

Ответов - 0



полная версия страницы